vulpesAnch (panther_anch) wrote in doll_art_bjd,
vulpesAnch
panther_anch
doll_art_bjd

Categories:

Сюрреализм. Куклы Ханса Беллмера.



Ханс Беллмер (1902–1975) - немецкий сюрреалист, мало известный широкой публике, но тем не менее оказавший довольно серьезное влияние на многих художников, фотографов и музыкантов второй половины 20го века.


Беллмера сложно отнести к какой-то определенной категории: как и многие его современники, он использовал весь спектр средств самовыражения, будучи одновременно и художником, и скульптором, и фотографом, и писателем. Впрочем, до того как примкнуть к течению сюрреализма, он был известным в Берлине рекламным графическим дизайнером, и, в основном, прославился именно благодаря своим рисункам, скульптурам и фотографиям.

Его творчество многим покажется отталкивающим и не в меру извращенным – хотя и вполне в рамках концепции сюрреализма, приверженцы которого активно исследовали взаимосвязь эротики и смерти и тему противостояния бессознательных желаний и инстинктов обусловленным обществом табу. Беллмер пошел в этом направлении дальше других, став воистину анатомом женского тела и заслужив славу «извращенного», «помешанного на сексе», «одержимого» художника. Эстетика его работ по-прежнему остается спорным вопросом.

Работу над своей первой куклой Беллмер начал в 1933 году с помощью кукольного мастера, художницы по костюмам Лотте Притцель, вдохновленный рядом событий из личной жизни. Среди них — влюбленность в свою юную кузину, просмотр оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана», в которой Гофман трагически влюбляется в куклу-автоматон, приняв ее за женщину под влиянием злых чар, и лишь в финале узнает о своей ошибке, а также ностальгия, вызванная присланной матерью коробкой детских игрушек. В обращении к этой теме и её дальнейшей трактовке на художника повлияла автобиографическая книга Оскара Кокошки «Фетиш» (1925), а позднее — труд австрийского психиатра Пауля Шильдера «Образ и облик человеческого тела» (1935) и книга французского психиатра Жана Лермитта «Образ нашего тела» (1939).
Беллмер начал работать над эротизированным образом деформированной куклы, противопоставляя свой замысел официальному культу «арийского» здоровья и эстетике «классического» тела в Германии 30-х годов.




Беллмер начал работать над эротизированным образом деформированной куклы, противопоставляя свой замысел официальному культу «арийского» здоровья и эстетике «классического» тела в гитлеровской Германии. Последующие несколько лет Беллмер посвятит изучению женского и детского тела как предмета запретных желаний, расчленяя его на фрагменты, мешая конечности и органы, отображая отчаяние неудовлетворенного мужского желания и исследуя тонкие грани между между живым и механическим, телом и пластикой, страстью и бесстрастностью.

Беллмер мастерил женские манекены с остро обозначенными сосками, губами и вагинами, а после фотографировал их в непристойных позах в публичных местах и частных интерьерах. Куклы складывались и раскладывались, принимали причудливые положения, их головы прорастали из ягодиц, плечи совпадали с коленями, руки занимали место ног. Каждая отдельная метаморфоза создавала из женской куклы "артикулированный объект", имеющий скрытое символическое значение. Беллмер утверждал, что в играх с манекенами его интересует «механическое движение, приводящее к неожиданным смыслообразующим стыкам». Он обнаружил, что части тела подобны лингвистическим знакам, а каждая поза равна некой сентенции.








Беллмер объяснял, что хотел сделать игрушку для взрослых, которая смогла бы освободить их от комплексов. Метод избавления от комплексов заключался в том, что куклу можно было расчленять на самые желанные части, составлять их, как вздумается, и глазеть только на них. Таким образом, уничтожалась необходимость общаться со всей женщиной и утверждалась абсолютная власть мужчины над ней.





В 1934 году в частном издательстве немецкого города Карлсруэ была подпольно издана книга Ханса Беллмера (Hans Bellmer, 1902 – 1975) «Куклы» (Die Puppe), в которую вошли 10 фотографий шарнирных кукол, сконструированных художником, которые были скомпонованы в форме tableaux vivants - живых картинок. Ранее 18 фотографий с подачи Андре Бретона были опубликованы в парижском журнале сюрреалистов «Минотавр». В нацисткой Германии Беллмер сразу же был причислен к представителям т.н. «дегенеративного искусства», и был вынужден эмигрировать во Францию.

В 1938 Беллмер эмигрировал во Францию. Летом 1939 как подданный Германии был заключен французскими властями в лагерь «Tuilerie des Milles», где, среди многих, находились Леон Фейхтвангер, Макс Эрнст, художники Фердинанд Шпрингер, Вольс и др. С 1941 по 1944 жил на юге Франции (Кастр, Тулуза), затем вернулся в Париж.

В 1953 познакомился в Берлине с немецкой художницей и писательницей Уникой Цюрн. Для Беллмера это была выездная гастроль, поскольку он уже 15 лет жил во Франции. Цюрн покорила сердце Беллмера тем, что была очень похожа на одну из сконструированных им кукол. Они влюбляются друг в друга, и Уника переезжает с ним в Париж.

В Париже Уника Цюрн попала в круг сюрреалистов, познакомилась с Бретоном, Ман Реем, Максом Эрнстом, Марселем Дюшаном и увлеклась составлением анаграмматических стихотворений и автоматическим рисованием. Она также принимала участие в смелых экспериментах Беллмера, позируя ему для серии фотографий „Венера Эрменонвиля“. Теперь уже не кукла, а туго перетянутое веревками тело Уники превращается в „измененный телесный ландшафт“. „Хранить в прохладном месте“ гласит подпись к одному из этих фото.








В 1970 Беллмер перенес тяжелый инсульт, практически потерял способность передвигаться.

После инсульта Беллмера Цюрн покончила с собой, выбросившись из окна парижской квартиры. После своей смерти в 1975 Беллмер был похоронен, по его завещанию, рядом с Уникой Цюрн на кладбище Пер-Лашез. Эпитафия на их могиле составлена из слов, которые Беллмер написал для похоронного венка Уники почти за пять лет до этого: “Моя любовь последует за тобой в Вечность.”

Манекены Беллмера несут на себе отпечаток изорванности, расколотости и несостыкованности двух пространств - "моего", "личного" и того, что с ним соприкасается. Куклы физиологически точно передают пропорции девушки-подростка. Предельно точно воссозданы мышцы и "сочленения", контрастирующие с хрупкой гипертрофированностью кукольного торса. Для Беллмера порнофотографии кукол были своеобразной формой протеста против ханжеской морали "порядочного" буржуазного общества, стереотипов комильфо, а также возможностью создания семантического коллажа, где неодушевленные предметы наделяются сексуальностью.



Источник - обширный интернет.


Tags: Статьи и заметки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →