oksana_mironova (oksana_mironova) wrote in doll_art_bjd,
oksana_mironova
oksana_mironova
doll_art_bjd

Categories:

Кукла как произведение искусства

    В 2006 году в  журнале «Кукольный Мастер» (зима) было опубликовано интервью, вызвавшее в среде кукольников немало споров и обид. Три года назад, делая первые шаги в кукольном деле, я тоже погрузилась в кратковременную депрессию после прочтения этой статьи. Теперь, по прошествии времени, я понимаю, что ничего особо обидного в словах кукольника-профессионала нет – есть, скорее, забота о кукольном искусстве в целом. Однако меня по-прежнему может очень обидеть фраза, брошенная кукольницей «с образованием», что кукольниц без оного она называет «отчаянные домохозяйки».

   А вы, уважаемые сообщники -  каким вы видите свое место в кукольном искусстве в целом? Чего вы ждете от самих себя, к каким высотам стремитесь? Является ли в данном случае необходимым условием художественное образование и занятие куклами профессионально? А что об этом думают коллекционеры шарнирных кукол?


Саша Худякова.

Кукла как произведение искусства.

Имя Саши Худяковой хорошо известно российским коллекционерам и галеристам. Талантливая художница занимает активную позицию в деле развития авторской куклы как самостоятельного вида искусства. В течение нескольких лет Саша возглавляет Ассоциацию художников-кукольников при МСХ, однако общественная деятельность не мешает ей создавать новые куклы.


 

 

 

- Расскажите, как Вы пришли к куклам? Было ли это решение в какой-то степени неожиданным, или вы мечтали о куклах с детства?

- Куклами я интересовалась с детства. Еще учась в художественной школе и мечтая стать живописцем, я делала небольшие работы в этой области. В Строгановском училище моей дипломной работой стал кукольный дом и фарфоровая кукла – собственно, с этого и началась моя профессиональная деятельность как художника-кукольника.

-Вы специально занимались скульптурой, костюмом?

 

-Специально заниматься чем-то не было необходимости. Я получила классическое художественное образование и в процессе учебы прошла подготовку по всем дисциплинам – рисунку, живописи, скульптуре, истории искусств.

-А как же ваше желание стать живописцем?

 

-Поначалу я еще позволяла себе заниматься живописью параллельно с куклами, но теперь куклы занимают абсолютно все время. Но я  не жалею об этом, потому что уверена, что полностью могу реализоваться в этом виде искусства.

-По мнению ряда коллекционеров, Вы – достаточно непредсказуемый автор. Вы меняете материалы, образы, стилистку кукол. Это  процесс достаточно интересен, однако ломает сложившееся представление о ваших куклах. Коллекционеры ждут одного, Вы предлагаете другое, и не все принимают плоды вашей работы. Вы сознательно держите публику в напряжении? Прислушиваетесь ли вы к мнению коллекционеров, корректируете ли свои образы в соответствии с их запросами?

-Никакого сознательного действия в этом нет. Просто внутри меня постоянно идет творческий поиск. Я всегда благодарна коллекционерам за высказанное мнение, но ориентироваться на него не могу. Работа идет сама собой, без оглядки на чьи-то посторонние оценки. И хотя со многими из них я согласна, но ничего не могу с собой поделать! Раньше я занималась фарфоровыми костюмными куклами, потом стала работать с пластиком. По моему убеждению, он позволяет более ярко выразить психологический образ каждой работы. Ведь когда лепишь, проживаешь некую историю, иногда целую судьбу, - руками, глазами…

-Вам удается сочетать в своих работах великолепную скульптуру с не менее великолепными костюмами. А что Вам самой кажется более важным?

-За великолепную скульптуру спасибо, но, боюсь, мой преподаватель по скульптуре с Вами не согласится. Что важнее? В разные периоды по-разному. Когда-то мне был интересен именно костюм, а сейчас, глядя на эти работы, я просто не могу поверить, что вся это сделала я, своими руками. Как все это идеально, исторически правильно и как же это скучно! Сейчас мне уже неинтересно этим заниматься. Сегодня меня привлекает работа с лицом, с образом, с психологическим состоянием. Костюм мне интересен лишь в неразрывной связи с рождающимся образом. Может быть, когда мне уже нечего будет чувствовать, я снова вернусь к костюмам в чистом виде.

 

-Что заставило вас заняться общественной деятельностью: проводить ежегодную выставку Dollart.ru и руководить Ассоциацией художников-кукольников?

- В какой-то момент художники начали знакомиться лично - ведь до этого мы в основном знали друг друга по работам. Захотелось общаться, делать какие-то совместные проекты. Так был создан «Dollart.ru» - выставочный и интернет-проект российских кукольников. Позже художники выбрали меня председателем Ассоциации художников-кукольников, созданной Еленой Языковой (она одна из первых стала делать в России авторские куклы). Ассоциация является частью Секции художественного проектирования МСХ. Внимание и постоянная поддержка этой очень уважаемой организации дает нам надежды на развитие в правильном направлении. «Dollart.ru» стал проектом Ассоциации и дал ей возможность работать не только с членами Московского союза художников, но и с художниками других творческих объединений.

Целью нашей работы всегда было развитие кукольного искусства в профессиональном смысле. Не хобби, не разновидность рукоделия, а именно искусства! Ассоциация - это профессиональный союз художников, и одна из его задач состоит в том, чтобы выставить некую планку и постоянно ее повышать, обеспечивая непрерывное развитие и совершенствование кукольного искусства.

Знаете, есть виды искусства, в которых уже все сказано; за свою историю они сделали все, что только могли. А вот искусство художественной куклы, как мне кажется, находится сейчас в самом начале своего развития, но в будущем имеет все шансы стать одним из серьезных видов искусства. Сейчас оно – все равно, что новорожденный. И от того, какие условия для развития этого «младенца» мы создадим, зависит то, каким он станет: вырастут ли из него пошлые дамские поделки или настоящие произведения искусства. Это очень важно. Мое убеждение – настоящий художник-кукольник должен иметь профессиональное  художественное образование. Он должен не только обладать мастерством, но и разбираться в истории искусств, осознавать свое место в мировой культурной среде. Есть, конечно, кукольники без образования, но таких настоящих самородков - единицы. Вот  почему мы считаем необходимым четко разделять настоящее искусство и хобби. Последнее определение мы стараемся не употреблять. Авторские художественные куклы – это никакое не увлечение, а профессия, в которой работают настоящие художники. Наша задача – организовывать кукольные события высокого уровня насыщенности и профессионализма.

К сожалению, сегодня идет настоящий вал низкосортной кукольной продукции. Он напоминает мне не о столь далекой ситуации с русским искусством. С началом перестройки, когда на Западе возник острый интерес к русскому искусству, и туда начали вывозить работы замечательных художников, здесь, в России, активизировался очень интересный процесс. Начали появляться художники из глубинки, который стали необыкновенно интересной вехой в новейшей истории искусств в России. Но едва стало ясно, что русское искусство продается, как появилось огромное количество псевдохудожников, создающих подделки под известных авторов. Первая волна современного русского искусства захлебнулась в этом мутном потоке. Рынок рухнул именно от полной потери интереса к русскому искусству под натиском непрофессионализма. То же самое может произойти и с куклами. Мы стараемся противостоять этому, как можем. С другой стороны, меня очень расстраивает, что за последние два года появилось так мало новых кукольников – всего три человека. Конечно, есть и те, кто еще станет профессионалом; возможно, это просто случайность, и кого-то мы еще не увидели.

-Каким Вы видите будущее Ассоциации и Dollart.ru?

-Это должен быть крупный творческий союз, объединяющий художников-кукольников и влияющий на развитие кукольного дела в России. А Dollart.ru  уже стал символом профессионализма в кукольном искусстве.

-Как Вы оцениваете процесс развития кукольного искусства в нашей стране на данный момент?

-Кукольный рынок в стране развивается очень активно, хотя и несколько странно. Хороших художников становится чуть больше, но и количество событий в кукольном мире растет, причем многие  из них носят все более интересный и профессиональный характер. Огромный вклад в этот процесс вносят три старейшие галереи: «Роза Азора», «Галерея Карины Шаншиевой», с которой я сотрудничаю много лет, и «Кукольная галерея Вахтановъ» Ирины Мызиной. Это самые главные профессионалы, занимающиеся кукольным рынком. Появляются новые галереи, которые начинают с, порой, неуверенных шагов, но через некоторое время эти шаги становятся все более твердыми. Выставок очень много! А прошедший в ноябре 2005 Первый международный кукольный Салон продемонстрировал всю широту происходящего на кукольном рынке процесса. Салон пользовался необыкновенным вниманием профессионалов и любителей, а также людей, впервые столкнувшихся с темой кукол. Вообще, сам факт проведения события такого масштаба говорит о том, что в России формируется серьезное отношение к кукольному делу. Я надеюсь, что Салон станет той площадкой, на которой искусство авторской куклы получит новые возможности для развития. Еще надо сказать, что стало больше настоящих собирателей коллекций (в основном я работаю с русскими коллекционерами). Многие из них уже не просто приобретают хорошенькие штучки, а задумываются над смыслом и концепцией своей коллекции. Мой любимый коллекционер, Ольга Баклашова, конечно же, всегда влюбляется в куклу и покупает только то, что ей нравится,  но у нее есть одно важное свойство – цельность. Она поддерживает российских кукольников, собирая работы только отечественных авторов. Это очень важно, когда человек определяет и поддерживает концепцию своей коллекции. Интеллектуальный подход к созданию кукол, их собиранию и экспонированию. В конечном итоге обеспечит высокий уровень развития и искусства, и рынка.

-Каковы особенности нашего кукольного пространства в сравнении с мировым?

-Россия – огромная страна. Художники занимаются куклами там, где они есть: в этом списке и Димитров, и Тюмень, и Пермь, и масса других городов. Потенциал гигантский, что вообще свойственно нашему народу. Художественное образование в России до сих пор находится на высочайшем уровне. И главной особенностью кукольного искусства в России было то, что оно пошло не от хобби, не от дамского рукоделия, а стало результатом работы высокопрофессиональных художников. Уже потом, совсем недавно, для ряда людей куклы стали увлечением. Но, в любом случае, все хорошие куклы во всем мире отличаются глубоким внутренним содержанием.

-Дайте несколько советов людям, делающим первые шаги в кукольном искусстве.

-Работайте! Старайтесь отдавать себе отчет в том, чем вы хотите заниматься.  Если вы всегда ощущали потребность заняться творчеством, дайте себе труд не просто пойти на курсы, научиться работать с пластиком или правильно сшивать ботиночки. Дайте себе труд учиться постоянно. Необходимо учиться рисунку, живописи, скульптуре, знать анатомию. Можно сделать схематичный стилизованный образ, но он будет хорош только в том случае, если на самом деле вы представляете себе строение человеческого тела. Кукла всегда остается изображением человека, и законы этого изображения надо знать. Создавая произведение искусства, необходимо представлять себе его культурологический контекст, знать историю искусств.

Я предлагаю относиться к созданию куклы со всей серьезностью. А в противном случае не стоит говорить об искусстве.

Статья про ежегодную выставку Долларт.ру:  http://www.dollplanet.ru/novosti_dollplanetru/vystavki/dollart-2011/


Tags: Статьи и заметки
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 201 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community