oksana_mironova (oksana_mironova) wrote in doll_art_bjd,
oksana_mironova
oksana_mironova
doll_art_bjd

Category:

Вышла статья про бжд-кукол

В августе в интернет-журнале "Бизнес-журнал онлайн" вышла статья, посвященная бжд в России. В подготовке материала участвовали и мы, модераторы сообщества.
Лена  Соня 49-3



Тем не менее в нашей стране довольно много талантливых мастеров, делающих шарнирные куклы в порядке самозанятости. Как рассказывает Оксана Миронова, автор шарнирных кукол, при этом используются профессиональные литьевые материалы: кроме полиуретана, это может быть фарфор или флюмо. «На создание кукол, — говорит Оксана, — уходит очень много времени, и это одна из основных причин их высокой стоимости. Если говорить усредненно, то работа над одной куклой занимает месяц, даже если она тиражная. Труд очень кропотливый и нервный, требующий много знаний и умений — начиная от пластической анатомии и заканчивая портняжными и обувными навыками. Добавьте к этому крошечный размер — и станет понятно, почему кукла создается так долго. Стоимость разнится в зависимости от материала и сложности изготовления, но, по сложившемуся уровню цен, нижняя планка составляет около 20 тысяч рублей». Если же кукла делается из фарфора, то ее изготовление может длиться несколько месяцев, рассказывают мастера.

Мастера-кукольники — экзальтированные люди, которые часто бросают работу ради хобби и делают кукол фанатично: каждый день, не теряя ни часа. Анна Кучеренко, автор кукол с Украины, делится своей историей: «До недавнего времени я совсем мало знала о куклах. Но однажды на российском форуме увидела, как люди сами, своими руками делают шарнирную куклу. И меня проняло. Я тоже решила попробовать свои силы. И вот теперь я делаю авторскую «шарнирку». Сегодня для меня куклоделие — единственный источник дохода. Я работаю под заказ, а также стараюсь не стоять на месте и постоянно делать что-то свое. Например, при подготовке к выставкам или когда есть определенная задумка, идея. Это очень затягивает, я уже не могу не делать кукол. Даже если заказов не будет совсем, я не перестану этим заниматься». «Ради кукол я оставила свою прежнюю работу, — рассказывает кукольный мастер из Москвы Елена Акимова. — Пробовала работать на заказ, и в итоге ко мне выстроилась очередь из ожидающих на полтора года вперед. Это не стимулирует, это немного пугает… Поэтому я прекратила запись желающих купить мою куклу. Свобода освобождает разум. Как ко мне приходят идеи? Просто вдруг рождается образ куклы с мельчайшими деталями и цветовыми сочетаниями. А иногда он придумывается постепенно: я ежевечерне раскладываю вокруг себя свои кукольные сокровища и составляю возможные сочетания тканей, кружев… Я часто вижу кукол во сне, а наутро рисую эскизы».

Но эти случаи — частные. Хотя, как говорит Оксана Миронова, сейчас прослеживается тенденция к тому, чтобы кукольное дело стало некой пусть и маленькой, но все же индустрией, по аналогии с классической азиатской BJD. «Художник-кукольник может создать образ и модель, а тиражирование доверить специализированным фирмам, — поясняет Оксана. — Конечно, фарфор по-прежнему остается элитным материалом, с которым работает только один человек, но вот полиуретановых кукол можно отправить на отливку как в Азию, так и в Москву: такие мини-фабрики существуют и несколько именитых авторов уже отливают своих кукол в Москве». Екатерина Зиборова также отмечает, что в России с недавнего времени можно заказать тиражи кукол, и многие художники так делают, предпочитая не покупать дорогостоящее профессиональное оборудование для работы с полиуретаном и не подвергать свое здоровье риску (жидкий полиуретан токсичен).

Впрочем, речь идет о единичных проектах. Профессионально занимается отливкой кукол расположенная в Угличе студия Светланы Пчельниковой — известного автора кукол и нескольких благотворительных проектов, в том числе StarDolls. Студия, рассказывает Светлана, работает на заказ для известных мастеров: например, отливает куклы для именитых в кукольном мире сестер Екатерины и Елены Поповых. Материалы в основном закупаются за границей, ибо в России нет качественного пластика в нужном количестве (это одно из самых серьезных препятствий для развития больших кукольных производств). Отливка кукол для Светланы Пчельниковой — по ее словам, прибыльный бизнес, но конкретных цифр она не называет.

Кроме того, тиражным производством кукол занимается московская студия Studio Milim, выпускающая мини-«шарнирки» — девочек со смешными именами Таник, Наталик, Лизик — тиражами в 100–200 молдов (молд — техническое обозначение уникальной лепки лица куклы). Эти куколки с соломенными волосами похожи на русских девушек и юношей и не имеют ничего общего с азиатскими «анимэшными» BJD. Студия только начинает работу, и говорить о каких-то достижениях рано. Значительно раньше заявила о себе мастерская MOOQLA. Куклы-«муклы», появившиеся на свет в середине 2000-х, стали одним из немногих кукольных российских брендов. Их автор — художник и модельер, в прошлом телесценарист Полина Волошина, переквалифицировавшаяся в кукольницу. Ее «муклы» стали культовыми объектами и обрели свой круг поклонников, хотя многим они и кажутся страшноватыми. Это истощенные девочки-подростки с пухлыми губами и торчащими ключицами, немного грустные и угловатые. У каждой есть имя и легенда: они «учатся» в элитных школах и «страдают» от недостатка родительской заботы. Проект MOOQLA, как несколько лет назад рассказывала в интервью Полина Волошина, в свое время имел оборот примерно в $700 тысяч в год; в месяц мастерская делала 150 кукол, которые в розницу расходились по $400. «Муклы» продавались и за границей, в престижных европейских универмагах и галереях. Но сегодня проект практически не напоминает общественности о себе, его сайт явно «полумертв», и активной рекламы «мукол», как в былые годы, не наблюдается. По словам участников рынка, MOOQLA некоторое время назад очень дешево заказала отливку кукол в Корее, стремясь поднять рентабельность, но качество работ оказалось крайне низким, и в итоге этот шаг привел компанию к убыткам.

В России в принципе пока нет своих, весомых кукольных брендов, представляющих интерес для коллекционеров во всем мире и способных сравниться по популярности с американской Барби или диснеевскими персонажами. Если не считать таковым простоватую, хотя и, спору нет, милую каждому русскому сердцу матрешку.

Вполне возможно, новые кукольные проекты и мастера будут появляться именно в сфере BJD. По крайней мере стойкий интерес к этим куклам, по словам Екатерины Зиборовой, в нашей стране сохраняется. «Сейчас, — заключает она, — сообщество поклонников и владельцев BJD производит впечатление наиболее активного среди российских кукольников вообще, поскольку BJD, в отличие от большинства других типов кукол, дают, пожалуй, наибольший простор — как для собирателей, стремящихся заполучить в свою коллекцию раритеты, так и для людей, которым важно активное взаимодействие с куклой, самовыражение, творчество».





http://www.business-magazine.ru/ideas/niches/pub345817#.UD5xhehaVmY.livejournal
Tags: Статьи и заметки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments